Главная > Основы > Стационарные цветочные емкости

Стационарные цветочные емкости

Формы и приемы размещения растений

Формы размещения растений в интерьере могут быть самыми разнообразными: зеленые и цветущие культуры можно располагать на окнах, стенах, декоративных решетках, в специальных цветочницах, витринах и т. д. Выбор конкретного варианта определяется целым рядом условий: имеющимся в наличии ассортиментом растений и вспомогательных материалов, назначением интерьера, его микроклиматическим режимом и архитектурными особенностями. При этом обязательно учитываются декоративные свойства отдельных видов растений и выбираются те из них, которые гармонируют с общим стилем интерьера, дополняют и украшают его.

Одним из распространенных способов является размещение растений в стационарных и передвижных цветочницах, которые представляют собой декоративные емкости самых разных размеров и форм.

Используются при оформлении просторных помещений и, как правило, планируются на стадии архитектурного проекта. При проектировании предусматриваются их форма и размеры, положение в интерьере, учитываются близость источников света и тепла, необходимость искусственного освещения, подогрева и т. д.

Передвижные цветочницы

Являются широко распространенной и более доступной формой размещения растений. Это чрезвычайно разнообразные по конфигурации емкости-контейнеры, изготовляемые из керамики, дерева, кирпича, легкого металла, пластика и т. д. Наиболее удобны подвижные контейнеры на колесиках, полозьях, роликах. Их можно легко передвигать в пределах помещения и размещать в самых разнообразных вариантах. Каждый цветочный контейнер обязательно должен иметь гидроизоляцию. Для этого в него вставляется вкладыш из жести или пластика или делается водонепроницаемое покрытие внутренней поверхности.

Размещение растений в стационарных и передвижных контейнерах может быть различным. Наиболее целесообразно помещать их, не вынимая из горшков. Благодаря этому в композиции можно использовать виды с разными требованиями к водному режиму, так как каждому из них можно обеспечить индивидуальный полив. Кроме того, любое растение в случае необходимости можно достать и заменить другим. Промежутки между горшками до уровня их верхнего края заполняют каким-либо субстратом — торфом, керамзитом или обычной почвой. Субстрат не только придает декоративность, но и регулирует водный режим, впитывая и задерживая влагу. Поверхность субстрата в зависимости от темы композиции можно украсить камнем, ракушечником, галькой, корягами, мхом. Если в качестве субстрата используется почва или торф, можно высадить почвопокровные растения, которые создают сплошной зеленый или пестрый фон для крупных растений. Растения, имеющие сходные экологические особенности, например суккуленты, можно высаживать без горшков непосредственно в питательный субстрат, наполняющий контейнер. Вэтомслу-чае обязательно делается дренаж.

Большое значение имеет внешний вид цветочниц, являющихся одним из декоративных элементов будущей композиции. Разные виды кладок и самые разнообразные отделочные материалы, используемые при их устройстве, позволяют подобрать такие формы, цвет и фактуру, которые соответствуют замыслу композиции и общему оформлению помещения.

При озеленении жилых помещений и уголков отдыха применяют небольшие и даже миниатюрные контейнеры.

Выбор цветовой гаммы и форм этих предметов осуществляется соответственно стилю квартиры, комнаты («народный», «модерн» и т. д.). В любой интерьер отлично впишутся растения в цветочницах, декорированных натуральными материалами. Используя простые глиняные горшки, доступные отделочные материалы и немного фантазии, можно добиться единого целого в оформлении квартиры комнатными цветами.

Ниже приводятся несколько простых решений в отделке цветочниц.

Чистый сухой глиняный горшок покрывается слоем густой масляной краски. Подойдут все пастельные тона — кремовые, охристые, серые, белые и т. д., т. е. наиболее приближенные к цветовой гамме простых природных материалов — речного песка, гальки, ракушек. На свежий слой краски, отступая по 1 см от верхнего и нижнего краев горшка, аккуратно выкладываются мелкие камешки — можно в виде заранее продуманного орнамента, можно хаотично, как подсказывает фантазия. Гальку хорошо сочетать с мелкими стеклышками, отшлифованными морем. При использовании стекла от коричневых бутылок достигается эффект имитации янтаря (отдельно кусочки стекла нужно покрыть любым нитролаком). Камешки можно заменить слоем различных ракушек. Очень хорошо смотрится горшок, декорированный крупным песком. Для получения этого покрытия нужно свежевыкрашенный горшок прокатать по слою просеянного песка (т. е. можно варьировать зерно песчинок — покрупнее или помельче). Если использовать влажный песок, то покрытие будет неравномерное, что, в свою очередь, придаст вашему кашпо дополнительную привлекательность. Масляная краска просвечивает через слой песка, поэтому можно достичь интересных результатов, используя различные ее цвета. Если комбинировать покрытия из гальки, песка и ракушек, а также использовать сосуды различных форм и размеров, то получатся настоящие произведения искусства (эти работы лучше проводить по эскизам). Как показывает практика, такие покрытия достаточно прочны — выдерживают до 5 лет, не угнетая растения. Нужно лишь позаботиться о дренаже. В этом плане хорошо себя зарекомендовал простой упаковочный материал —пенопласт. Накрошенный кусочками размером 1—2 см, заполняя собой 1/3 объема горшка, пенопласт служит прекрасным дренажем —легким, негниющим, нейтральным.

Для оформления цветочниц можно также использовать остатки бамбука.

Палочки бамбука длиной с цветочный горшок расщепляют пополам и приклеивают клеем «Бустилат» (можно пастой для наклеивания керамических плиток) на полый цилиндр из любого подходящего материала — пластмассы, металла и т. д. Такой цилиндр диаметром, превышающим размеры цветочного горшка, послужит великолепной имитацией цветочницы. При наклеивании бамбука верхние и нижние концы палочек фиксируются аптечными резинками. После высыхания клея резинки снимаются, емкость дополнительно отделывается веревочкой, связанной в виде косички, которая также приклеивается клеем на бамбуковое покрытие, отступив на 1 см от верхнего и нижнего краев.

Съемная цветочница из бамбука хорошо получается, если круглые палочки нужной длины просверлить, отступив от концов 2—3 см, и через отверстия пропустить тонкую проволоку. Для того чтобы скомпенсировать разницу в верхнем и нижнем диаметрах горшка, нужно между верхними концами палочек вставлять кусочки бамбука длиной 3—4 см, также просверленные. Количество палочек зависит от размеров горшка.

Существует наименее трудоемкий способ изготовления бамбуковой цветочницы. Палочки бамбука нашиваютсякрепкими нейлоновыми нитками на куски бельевой резинки, длиной превышающие диаметр горшка. Изделие завязывается на горшке, разница в диаметрах компенсируется натяжением резинки.

Для папоротников и ампельных растений можно сделать емкости в виде подвесной корзиночки. Концы круглых палочек длиной 20—25 см (по размерам среднего горшка) просверливаются, и далее палочки укладываются «колодцем». Через отверстия пропускается толстая леска или мягкая проволока. Снизу концы соединительного материала закрепляются бусинами или кисточками из шнура. Дном кашпо служит квадратный кусок оргалита или, что еще лучше, кусок бересты, устойчивой к гниению. В эту корзиночку вставляется плотный полиэтиленовый пакет с рядом отверстий для проникновения воздуха. На дно пакета ставится поддон с кусочками древесного угля, который во время полива активно поглощает влагу, а потом отдает ее субстрату. Далее пакет заполняется питательной почвой, состав которой подби- рается в соответствии с высаживаемыми растениями.

Обклейку цветочниц можно использовать и при отделке сосудов другим доступным материалом, например натуральными пробками от винных бутылок. Пробки, предварительно нарезанные поперек, пополам или на несколько пластинок толщиной 0,2—0,3 см, выкладываются на поверхность, покрытую слоем густой масляной краски или клея «Бустилат». Такие нейтральные по цвету самодельные цветочницы служат естественной «рамой» для композиций из комнатных растений.

На клей можно выкладывать кусочки фарфора размером не более 5-копеечной монеты. Зазор между кусочками — 2—3 мм. После высыхания клея зазоры нужно заполнить цементом (1 часть цемента, 4 части речного песка и немного клея ПВА). Цемент лучше наносить шпателем и растирать губкой, так как острыми краями фарфора можно поранить себе руки. Когда цемент подсохнет, изделие протирается влажной тряпкой. При желании можно подкрасить зазоры в подходящий цвет.

Для оформления бочки можно посоветовать импровизированную корзинку, связанную крючком из синтетического шпагата для упаковки. Особенно хорошо будет выглядеть корзинка из шпагата, покрашенного в натуральные тона— охристые, коричневатые. Вверху отделывается двумя ручками.

Для оформления кухни, комнаты или террасы можно использовать металлическую «вазу». Весной в ней можно удобно разместить множество цветущих примул или других первоцветов. И пока вы не высадили эти цветы в грунт, они украсят вашу квартиру.

Эту подвесную металлическую корзину, наполненную живыми красивыми цветами, можно повесить перед окном на кухне или в комнате, на террасе или даже на балконе.

Очень интересные, своеобразные емкости получаются при использовании растительных материалов. В наших лесах часто встречаются растущие на деревьях грибы-паразиты— трутовики. Высушенный крупный гриб может служить великолепным настенным сосудом как для живых, так и для засушенных растений. Нужно лишь вырезать в его плоской части отверстие размером с малый цветочный горшочек, который заполняют подходящей почвой, не забывая о дренаже.

Другим вариантом является использование корневой системы молодых погибших деревьев, например ели.

Вертикальное озеленение

Вертикальное озеленение—живописная и удобная форма размещения растений, которая позволяет создать зеленый интерьер, почти не занимая полезной площади. Она особенно рациональна для малогабаритных квартир и незаменима при озеленении тесных общественных помещений. В любом, самом тесном интерьере найдется место для настенной фито-композиции или красиво выделяющихся на фоне окна легких подвесных сосудов с растениями.

Для вертикального озеленения, как правило, используются растения с вьющимися, цепляющимися и свисающими побегами. Вазоны с такими культурами размещают на подвесных полках, специальных кронштейнах или фигурных каркасах с держателями, которые закрепляются на стенах; широко используют настенные и подвесные вазы, декоративные решетки.

Настенные вазы — кашпо — представляют собой легкие декоративные элементы, состоящие из емкости для маленького цветочного горшка (или полиэтиленового пакета с комом земли) и прилегающей к стене защитной поверхности любой формы, которая предохраняет стену от повреждения при поливе. Подвесные вазоны-ампли подвешиваются на шнурах различной длины и используются для украшения оконных и дверных проемов, арок, ниш и т. д. Для подвесных композиций, условно называемых зелеными люстрами, на потолке делаются специальные конструкции креплений. Форма кашпо и амплей, так же как и материал для их изготовления, могут быть самыми разнообразными, что дает неограниченные возможности для творческой фантазии дизайнера.

В подвесных и настенных вазах можно выращивать один вид растения или составлять композиции из нескольких.

Единичные экземпляры таких лиан, как сциндапсус, плющ, циссус, имеющих длинные, густооблиственные побеги, которым можно придавать желаемое расположение и направление, служат прекрасным украшением стен. В композициях более уместно использовать растения меньших размеров, сочетая в них виды с разной окраской листьев.

Оригинальной формой вертикального озеленения являются так называемые зеленые ширмы. Их основой служат ажурные решетки всевозможной конструкции, изготавливаемые из деревянных или бамбуковых реек, металлических трубок, толстой проволоки, прочного капронового шнура и др. На разных уровнях решетки для размещения растений делают выступы, полочки, держатели. Декоративная решетка может дополняться цветочным контейнером, который помещают у ее основания. Для зеленых ширм можно использовать многие растения, но обязательным элементом оформления являются лианы и ампельные растения. Длинные вьющиеся или свисающие побеги этих растений могут сплошь застилать решетку, придавая ей особую живописность.

При составлении композиции подбирают растения с разным характером роста — пряморастущие, с полегающими или свисающими побегами и поч-вопокровные. Оригинальность композициям придают контрастная окраска растений, текстура и взаимное расположение стеблей и листьев. Особенно выразительны композиции, которые несут определенное тематическое содержание, например имитирующие природный микропейзаж (пустыню, тропический лес и др.).

Зеленые ширмы не только украшают помещения, но и делят его на обособленные зоны различного назначения. С их помощью можно сделать уголок для отдыха или работы, место для занятий школьника и т. д.

Можно сконструировать передвижную зеленую ширму. Это очень удобно, так как позволяет бороться с пылью под растениями с помощью пылесоса, а на листьях — с помощью душа. Такая зеленая ширма является своеобразной перегородкой, разделяющей комнату. В ящик с контейнером можно посадить любые вьющиеся растения.

Конструкция изготовлена из деревянных реек, скрепленных поперечинами. С обеих сторон приделано по три колеса, что делает ее подвижной.

Контейнер, в который высаживается растение, может быть пластмассовым или металлическим. Обязательные условия для выращивания: наличие отверстий для стока воды, поддон, правильно составленный земельный суб-стракт, хороший дренаж в основании емкости и грамотно подобранный состав растений.

Ящик на колесиках состоит из двух боковых частей, двух торцовых, дна и 6 колесиков.

Боковые части и дно имеют одинаковые размеры и собираются из реек. Толщина и ширина всех использованных реек 2×4 см. Для того чтобы собрать боковую сторону, состоящую из 5 продольных реек, надо плотно прижать их друг к другу и шурупами прикрепить к трем поперечинам. Точно так же собираются и две торцовые части, только для их крепления применяются 2 поперечины.

Колесики монтируются к поперечинам, скрепляющим боковые стороны.

Витрины-флорариумы

Витрины-флорариумы — застекленные емкости типа аквариума, предназначенные для содержания наиболее требовательных тропических растений. Размеры и формы флорариумов разнообразны — от больших витрин, украшающих просторные помещения общественных зданий, до миниатюрных, которые можно поместить на столе или подоконнике. Витрина традиционной формы представляет собой застекленный со всех сторон прямоугольный шкафчик. Для удобства одна из его стенок делается подвижной и может открываться. В основании шкафчика помещается цветочный контейнер с гидроизоляцией и сточными отверстиями, а под ним — поддон для сбора вытекающей воды. Устройство витрины можно несколько видоизменить, перегородив ее стеклянными полками для размещения растений. Форма витрины, кроме традиционной прямоугольной, может быть самой разнообразной: многогранной, полусферической, цилиндрической, но при любой конструкции должны быть предусмотрены приспособления, обеспечивающие доступ к растениям для ухода за ними.

Флорариумы снабжаются подсветкой и подогревом, с помощью которых можно регулировать световой и температурный режимы. Благодаря этому, в замкнутом объеме флорариума создается автономный, обособленный от среды помещения микроклимат. Поэтому флорариумы используют для содержания наиболее требовательных тропических растений не только в обычных помещениях, но и в помещениях с относительно низкими температурами, сухостью и загрязненностью воздуха.

При оформлении флорариума растения высаживают в почву, наполняющую контейнер, или размещают в горшках, декорируя с помощью различных приемов. Композицию можно выполнить как уголок живой природы: горшки прико-пать, имитировать рельеф, задекорировать поверхность мелколистными почвопокров-ными растениями или мхом. Небольшое «эпифитное дерево», помещенное в витрину, может служить акцентным элементом композиции и придавать ей большую живописность.

Составлением фитокомпозиции в последнее время занимаются не только опытные про-фессионалы-фитодизайнеры, но и многие цветоводы-любители. Это — видхудожественного творчества, требующий определенных знаний и навыков.

В квартирах можно использовать более требовательные к микроклимату, нуждающиеся в постоянном уходе растения. А для украшения общественных помещений отдают предпочтение выносливым сортам.

Растения в интерьере выступают как декоративный элемент, и при их размещении следует учитывать общие законы художественной композиции, соблюдая масштабность. Это значит, что каждое помещение должно оформляться соответственно его размерам: например, в зимнем саду выращивают крупные, высокие, древовидные растения в композиции с менее крупными и почвопокровны-ми, ампельными видами, а для жилой комнаты достаточно поставить несколько небольших растений или небольшую плоскую плошку с пеперомией, седумом или глоксинией, а может быть, папоротник в красивом кашпо или цветущий цикламен. В маленьких и в больших комнатах для украшения используются разные растения, неодинаковое их количество.

Основы композиции

Декоративность композиции зависит не от количества и разнообразия используемых растений, а от умения правильно подобрать, разместить и наиболее полно показать красоту их форм и цветовых сочетаний. Число вариантов композиции безгранично, но при их составлении всегда должны соблюдаться общие принципы и приемы, с помощью которых достигается декоративный эффект. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо познакомиться хотя бы с элементарными правилами композиции.

Пропорции композиции

Пропорции композиции, т. е. определенное соотношение ее отдельных частей между собой и со всей композицией в целом, должны подчиняться законам гармонии. Композиции можно составлять из растений одинаковой высоты или сочетать виды, образующие несколько ярусов. В многоярусную композицию входят, как правило, высокорослые, средневысокие и низкорослые растения. Выбрать гармоничное соотношение высоты растений, входящих в композицию, можно с помощью классического закона «золотого сечения», или «золотой пропорции», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве. Суть его заключается в том, что отношение между двумя частями одного отрезка должно быть таким же, как между всем отрезком и его большей частью (3:5=5:8, a:b=b:(a+b)). Применяя этот принцип, легко определить правильные пропорции между высокими, средневысокими и низкими элементами создаваемой группы. По этому же принципу определяется и расстояние между экземплярами. Высокорослые растения можно располагать как в центре (при создании симметричных композиций), так и на заднем плане, или смещать к краю, создавая таким образом асимметричные композиции.

Широко применяются и одноярусные посадки. Для них, как правило, пригодны невысокие травянистые растения одного вида, которые используются для создания одноцветных бордюров или живописных композиций из растений с разной окраской листьев (бальзамины, колеусы, бегонии).

Цвет

Важную роль в создании фитокомпозиции играет сочетание цветов и оттенков, которое может подбираться по гармоническому или контрастному принципу. При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Для этого необходимо иметь большой спектр видов растений, так как цветовая гамма, например от серебристо-зеленого до темно-коричневого, требует достаточного количества полутонов. Но гармоническая композиция может быть составлена и из 3—4-х видов или разновидностей растений, близких по цвету.

Возможности контрастных композиций значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основной фон композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями или причудливым силуэтом. Выразительные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном лиственно-декоративных растений. Эффект контрастности можно усилить во много раз, сочетая в композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры различных органов растений (гладкие глянцевитые листья фикуса, монстеры, аспидистры, бархатисто-опушенные листья глоксиний и сенполий, складчато-гофрированные листья куркулиго, усеянные колючками и волосками стебли кактусов и т. д.) создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта.

Форма

Форма (внешнее очертание, общий облик растения) — еще одно выразительное средство для создания декоративной композиции. Многочисленность форм комнатных растений позволяет бесконечно варьировать их сочетания, добиваясь все нового декоративного эффекта. Эти возможности частично ограничиваются тем, что в композиции нельзя сочетать растения, резко различающиеся требованиями к условиям содержания.

Формы растений, как и их цветовые сочетания, можно компоновать по контрастному и гармоническому принципу. Контрастны по облику, например, раскидистые кусты бегонии борщевиколистной, с ее крупными опушенными листьями на длинных толстых черешках, и острые, вертикально стоящие, мечевидные листья сансевьеры, отходящие от толстого ползучего стебля, или темное кружево куста иг-лицы в сочетании с широкими мягкими листьями эвхариса.

По гармоническому принципу можно создавать композиции из разных видов бегонии, разновидностей колеуса, традесканции и сеткрезии, офиопогона и хлорофитума.

При составлении любой композиции необходимо учитывать периоды роста, покоя и цветения растений, своевременно удалять потерявшие декоративность экземпляры, вводить новые виды и соответственно менять характер всей композиции.

Фон

Фон для композиции является важным элементом, от которого во многом зависит ее декоративный эффект. Удачно выбранный, он подчеркивает красоту каждого растения и всей совокупности в целом. В то же время даже самая высокохудожественная композиция может «потеряться» на фоне, не соответствующем ее структуре и цветовым сочетаниям. Для ярких контрастных композиций необходим спокойный нейтральный фон, а растения с крупными темно-зелеными листьями отчетливо выделяются даже на достаточно пестрых мозаичных стенах. Хорошим фоном являются поверхности из природного камня, особенно когда они сочетаются с бассейном или аквариумом.

Варианты декорирования

В современных квартирах, планировка и мебель которых несут в известной мере черты стандартности, растения являются уникальным элементом, придающим своеобразие и неповторимость.

Растения в квартирах или холлах, офисах часто размещают как солитеры — крупные одиночные экземпляры. В качестве солитеров можно рекомендовать гибискус, пальмы, кор-дилины, драцены, юкки, диффенбахию, фикусы, лимон, циссус, монстеру, крупные папоротники и аспарагусы, некоторые лианы. Такие растения обычно размещают на столиках, низких подставках или на полу в объемных красивых кашпо, корзинах или кадках, при необходимости устанавливают изящную опору.

Традиционным местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эф-•фект. Используя различные подставки, можно размещать растения на разных уровнях и создавать живописные композиции. Прекрасным элементом оформления окон являются вьющиеся и ампельные растения. Вьющиеся растения размещают по бокам оконных проемов. Для них изготавливают специальные опоры (решетки, трельяжи, шнуры), по которым побеги растений поднимаются вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими побегами помещают в специальные подвесные вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках, укрепленных по бокам оконных проемов и на боковых стенках, примыкающих к окнам.

Приобретая декоративные растения для совместной посадки, следует выбирать виды, отличные не только по внешнему облику, но и по окраске побегов и листьев. Суккуленты здесь оказываются вне конкуренции. При фактически одинаковых потребностях в уходе их разнообразию, кажется, нет предела. Есть у них еще одно немаловажное преимущество перед другими культурами: для миниатюрных композиций можно использовать неукоренившиеся черенки (обязательно подвялив их на воздухе). Растения по задуманному плану высаживают в емкость с субстратом. Что касается полива, то здесь следует правило: суккуленты лучше недоув-лажнить, чем «залить».

Составляя композиции из других растений, вместе следует сажать только виды с близкими потребностями в освещении и влаге, например ароидные и папоротники.

Подбирая растения, следует учитывать скорость и форму роста у древесных и травянистых видов, иначе первоначальные пропорции быстро изменятся.

«Эпифитное дерево»

«Эпифитное дерево» —оригинальный способ декорирования помещений, сочетающий приемы напольного и вертикального озеленения. Несколько необычное название этой формы размещения растений объясняется тем, что она имитирует деревья тропических лесов, на стволах и ветвях которых поселяются многочисленные эпифиты.

Рекомендуемые растения:

    почвопокровные: маранта беложиль-чатая, офиопогон японский, траде-сканция; ампельные: бегония, плющи, камнеломка, сеткрезия, сциндапсусы; лиственно-декоративные: аспидист-ра, куркулиго, монстера, папоротники (адиантум, нефролепис).

При создании «эпифитного дерева» подбирают живописно разветвленный ствол с красивой корой, который закрепляют в вертикальном или слегка наклонном положении. Для этого основание ствола помещают в напольную емкость, на дно который предварительно насыпают слой гальки или щебня, заливаемый цементом, а впоследствии наполняют почвой. В напольную цветочницу высаживают почвопокровные растения и несколько видов с вьющимися и цепляющимися побегами, которые, разрастаясь, оплетают ствол и ветви дерева. Хорошо декорируют «эпифитное дерево» посаженные у его основания папоротники, несколько экземпляров аспидистры или куркулиго, небольшая монстера. Растения размещают также на стволе и ветвях дерева. В стволе делаются выемки и дупла, имеющие отверстия для стока воды. В них помещают растения в небольших горшочках или полиэтиленовых пакетах с почвой, торфом или сфагнумом. Дупла декорируют мхом. Часть растений помещают в красивые вазоны и подвешивают на стволе и ветвях.

Для декорирования ствола и ветвей в основном используются растения со свисающими побегами (традесканции, камнеломка, сеткрезия, ампельные виды бегоний и т. д.), а также сциндапсусы, плющи, небольшие экземпляры папоротников. «Эпифитное дерево» выглядит эффектно, если оно не перегружено растениями, а оформлено с учетом их декоративных качеств, с выдумкой и фантазией.

Размеры «эпифитного дерева», варианты его оформления и использования в озеленении интерьеров различны. Крупные «деревья» рекомендуются для декорирования просторных помещений — фойе, холлов, вестибюлей, а небольшие или даже миниатюрные — при составлении декоративных композиций в цветочном контейнере или флорариуме. Отрезок ствола с несколькими причудливо изогнутыми ветвями, оформленными растениями, может служить оригинальным украшением стен.

Садик на камне

Рекомендуемые растения: камнеломки, очитки, астрофитум, гастерия; алоэ, мамилля-рия, хавортия, пахифитум.

Жилище, украшенное комнатными растениями, воспринимается как сад. Однако в малогабаритных квартирах не хватает места для этого. В таком случае мы можем радоваться композициям, занимающим небольшое пространство. Крошечным, но настоящим садиком может быть коллекция суккулентов, растущих на природном материале. Для этого подойдут любые пористые камни —известняк, пемза, интересный по форме кусок дерева твердых пород. Достаточно в этих материалах сделать углубление размером с кофейную чашку (со сквозным отверстием для стока воды) и поместить в него растение. Суккуленты удовлетворятся и бедной почвой, и малым ее объемом, и не пострадают от тесноты — здесь можно высадить сразу несколько видов.

Для садика подбирают следующий состав грунта. Если это растения, любящие известь, то на 2 части дерновой земли берут 1 часть крупнозернистого песка и кирпичной крошки, 1 часть лиственного перегноя и немного толченого мела. В известняковом мини-садике прежде всего выращивают различные виды камнеломок, очитков, астрофитум, гастерию и т. д.

Для мини-сада на кислом субстрате в ту же формулу почвы вместо мела добавляется торф. Рекомендуются различные виды алоэ, мамиллярия, хавортия, пахифитум.

Такие композиции можно поставить на керамическую или стеклянную подставку (тарелку). Особенно эффектно крошечный садик выглядит на однотонной глазурованной тарелке. Эта композиция украсит не только подоконник, но и письменный стол, книжную полку, так как суккуленты не требовательны к прямому свету.

Мини-оранжерея в аквариуме, бутылке

Для данной мини-оранжереи используются:

    композиция с тропическими растениями — колумнея глориоза, сцин-дапсус, бегония реке, нефролепис, пеперомия каперата, селагинелла; композиция гористого ландшафта — сансевьера, эхиверия, аспарагус Шпренгера, молочай, красуля плау-новидная, гаворция, гастерия, камнеломка.

Украшением комнаты может служить композиция растений, размещенная в круглом аквариуме или в каком-нибудь стеклянном сосуде интересной формы. Под стеклянной крышей создается определенный микроклимат с температурой 18—20 С и влажностью свыше 70%. В такой своеобразной тепличке хорошо растут теплолюбивые тропические растения. Обычно подбирают культуры, предъявляющие сходные требования к уходу и дополняющие друг друга своими декоративными качествами. Сочетая растения, камни, куски дерева, можно воспроизвести в миниатюре фрагменты естественных ландшафтов. Чтобы «разбить» садик в круглом аквариуме (шаре), сначала насыпают слой гальки, смешанной с древесным углем, затем крупнозернистый песок и питательную землю. Предварительно следует продезинфицировать почву, например, раствором марганцовокислого калия (густого розового цвета).

Состав и объем питательного грунта, как правило, подбирают в зависимости от выбранных для посадки растений (земельной смесью заполняют 1/4 объема шара). Если выбор пал на коллекцию кактусов или суккулентов, входящих в композицию горного микроландшафта, следует приготовить следующий грунт. На 2 части дерново-глинистой земли — 1 часть перегноя, 1 часть речного песка, немного дробленого кирпича. Земля должна быть рыхлая, воздухопроницаемая. Степень рыхлости почвы можно определить просто — сжать землю в кулак. Свежая смесь должна остаться в комке, при более сильном сжатии — рассыпаться. Если земля при легком сжатии не образует мягкого комочка, то это значит, что она слишком сыпучая и нужно добавить немного глинистой почвы. Если же почва после сильного сжатия остается в комке, то она слишком тяжелая и требует добавки песка, кирпичной крошки или торфа.

При составлении композиций из других растений, как правило выходцев из тропиков, состав почвы сложнее и индивидуальный для каждого растения. Используя посадку цветов в горшочках, можно безболезненно удалить заболевшее или слишком разросшееся растение. Горшки устанавливают на разных уровнях, декорируя промежутки мхом или камешками. Место для «садика» выбирается светлое и открытое. Подставкой для него может служить круглый спил дерева. В первое время после посадки необходимо отрегулировать водный и тепловой режимы. Для этого нужно проветривать аквариум, опрыскивать растения теплой кипяченой водой, регулярно подрыхлять землю (кактусы и суккуленты не нуждаются в подрыхлении).

Сложнее сажать растения в сосуды с узким горлом. В чистый сосуд с помощью воронки и трубки, сделанной из плотной бумаги, насыпают сначала слой гравия и древесного угля толщиной 5 см, затем сухую почву (5—7 см).

В предварительно сделанное углубление сажают растение, захватив его пинцетом, засыпают его землей и слегка утрамбовывают. Увлажняют растение из душа (тонкой резиновой трубочкой) водой комнатной температуры и на сутки закрывают сосуд крышкой. Если через день почва окажется сухой, опрыскивание повторяют. При переувлажнении почвы крышку снимают и дают лишней влаге испариться. «Садик» может быть постоянно «герметизирован», так как внутри сосуда образуется свой микроклимат. Пары воды, выделяемые листьями, конденсируются на внутренних стенках сосуда в капли, которые, стекая вниз, увлажняют почву. Если растение не прижилось, заболело или сильно разрослось, его приходится удалять. Для этого растение подцепляют проволочной петлей и расшатывают, после чего вытаскивают с корнем. Комочки земли с листьями смахивают кисточкой и стенки сосуда протирают губкой. «Садик в бутылке» — композиция, которую интересно рассматривать с разных сторон, поэтому целесообразно в центре размещать более высокие растения. При правильном подборе растений эта композиция не требует пристального внимания в течение года или даже более продолжительного времени, доставляя удовольствие своему владельцу.

Висячие сады

Рекомендуемые растения:

    лиловая петуния, желтая кальцеолярия, голубая лобелия, пестролистный плющ; пеларгония, пурпурнолистная драцена, лобелия; ампельная фуксия, настурция; набор для тенистого места — плющ, аспарагус Шпренгера, голубоватый седум Зибольда, зебрина; желтая ампельная бегония, розовая Семперфлоренс, ампельная фуксия, пестролистный плющ.

Характерной особенностью современного интерьера является использование вертикальных плоскостей. Кашпо крепят на кронштейнах у капитальных стен, помещают на декоративные решетки и полки, располагают на этажерках и стеллажах. Прекрасно себя зарекомендовали цветочные люстры — композиции из комнатных или однолетних цветущих растений, которые могут украшать комнаты, балконы и террасы. В основу всех этих композиций легла английская корзиночка. Основа корзиночки делается из проволоки, ячейки которой заполняются мхом. Между слоем мха и почвы (1 часть дерновой земли, 1 часть листового перегноя, 1 часть торфа) устанавливается поддон с кусочками древесного угля для поглощения излишней влаги. Ампельные растения рекомендуется высаживать по краям, а крупные, высокие — ближе к центру.

Имитация «бонсай»

Рекомендуемые растения:

    Хвойные: можжевельник, криптомерия.

В последнее время большое число цветоводов-любителей увлекается выращиванием карликовых деревьев в условиях городской квартиры. Это древнее восточное искусство «бонсай» удивительно современно вписывается в любые интерьеры. «Бонсай» интересное, но чрезвычайно трудоемкое занятие. Этот род человеческой деятельности, дошедший до нас из глубины веков, воспринимается как философия, образ жизни.

Прежде чем начать заниматься «бонсай», нужно ознакомиться со специальной литературой. Это увлечение требует определенных навыков, склонности к выращиванию подобных растений и, конечно же, много времени. Однако можно и имитировать «бонсай». В качестве маленького деревца подойдет обыкновенный можжевельник, приобретенный в питомнике. Это растение неприхотливо и очень медленно растет. Также можно использовать довольно распространенное комнатное растение — криптомерию (крошечное хвойное деревце с голубыми иголочками). Растет медленно, небольшим кустиком (растение следует подстричь, чтобы оно походило на сосенку). В плоском кашпо в сочетании со мхом и камешками «деревце» будет выглядеть совсем как «бонсай». Для того чтобы сделать имитацию более полной, нужно обратить внимание на подбор кашпо. Для этого подойдут невысокие (4—6 см) сосуды прямоугольной или овальной формы. Если нет дренажного отверстия, на дно кашпо насыпается слой мелкого гравия. Почва должна быть воздухопроницаемая, рыхлая. На 1 часть дерновой земли берут 1 часть перегноя, 1 часть крупнозернистого песка, немного торфа и кирпичной крошки. После посадки растения верх горшка декорируется мхом, который удерживает влагу. «Деревце» нуждается в периодическом опрыскивании водой.

«Водный сад»

Рекомендуемые растения:

    подводные: элодея, лимнохарис, вал-лиснерия, шильник, роголистники, водяной мох — риччия; с плавающими на поверхности воды листьями: сальвиния, стрелолист китайский; болотные: циперус, стрелолист, час-тухау, белокрыльник.

Выращивание водных и влаголюбивых видов в аквариумах является одним из самых оригинальных способов размещения зеленых декоративных растений в квартире. Изумрудная зелень особенно красива при подсветке аквариума. Лучше всего устраивать аквариумы четырехугольной или округлой формы, однако за неимением таковых можно использовать любые крупные прозрачные сосуды. Чем сосуд больше и шире, тем он наиболее удобен для растений. В аквариуме выращивают как подводные растения, так и растения с плавающими листьями, а также болотные — с надводными стеблями и листьями.

Растения при посадке помещают в небольшие горшочки или высаживают непосредственно в грунт на дно аквариума, состоящий из илистой земли, покрытой слоем речного крупнозернистого песка. Лучше всего для многих водных растений брать чистый кварцевый песок. Его промывают до тех пор, пока при взбалтывании вода не будет прозрачной. Затем песок просушивают и насыпают в аквариум ровным слоем с небольшим уклоном в одну сторону, разровняв и слегка утрамбовав. На дне можно расположить чистые прокипяченные раковины, обломки торфа, красивые камни, цветную гальку. Слой песка должен быть не менее 6 см толщиной.

Распределение грунта может быть и неровное, а с некоторым возвышением к середине дна аквариума. Неравномерное распределение грунта облегчает сбор мусора, который накапливается в самых низких местах; он легко удаляется стеклянной трубочкой, расширенной на конце. Иногда дно большого аквариума делают с небольшими углублениями и возвышениями. На самых глубоких местах высаживают подводные растения, на менее глубоких располагают растения, у которых часть листьев плавает на поверхности водоема. В самые мелкие места устанавливают горшки с влаголюбивыми растениями (циперус, осоку, каллу). Эти растения возвышаются над водой, в воду погружен лишь горшок с корнями.

Корни растений следует расправить во все стороны и погрузить в песок по корневую шейку.

Перед посадкой нежные верхние части растений лучше обернуть в тонкую бумагу, чтобы они не запачкались и не сломались. После посадки песок разравнивают, оправляют растения, снимая с них бумагу, и наливают воду. Все это надо делать быстро, так как водные растения нельзя долго оставлять без воды.

Аквариум наполняют чистой отстоянной водопроводной водой комнатной температуры; холодной водой пользоваться нельзя. Немаловажен для растений и химический состав воды. Так, эхинодорусы предпочитают воду средней жесткости с показателем кислотности (рН) 6,8—7,2, криптокоринам подходит более жесткая вода, а некоторые, например больбитис, любят слабокислую мягкую среду. К счастью для аквариумистов, самые распространенные виды довольно неприхотливы в этом отношении. Оптимальная температура воды для большинства растений колеблется в пределах 20—28°С. Наливать воду надо очень осторожно, чтобы не размыть песок и не вымыть посаженные растения.

Аквариум можно засаживать и после того, как будет налита вода. В этом случае сразу можно судить, насколько удачно расположены растения.

Растения, требующие более питательной среды, лучше выращивать не в песке, а в торфяной и дерновой земле или в иле, помещенных в небольшие горшочки, которые осторожно погружают в воду и устанавливают на дне аквариума в песке или между камней.

Горшочки для выращивания водных растений (диаметром 5,7, 9 см) предварительно надо хорошо прокипятить, чтобы убить все споры и болезнетворные начала, которые в воде легко могут развиться и погубить растения. Чистые горшочки заполняют дерном и илом, взятыми из ямы, выкопанной вблизи озера или болота. Можно брать ил со дна озера, реки или пруда, но в этом случае его необходимо прокалить, чтобы очистить от массы вредителей и прочих мельчайших организмов, которые моментально развиваются в аквариумах, заражая воду и растения.

Водное растение высаживают в ил, присыпая сверху примерно на 1—2 см чистым песком, который предохранит ил от вымывания, а воду от замутнения. Посаженные растения осторожно устанавливают на дне, погружая часть горшка в песок, декорируя пространство между ними камнями или ракушками. Посадка в горшки намного облегчает чистку аквариумов и содержание растений при наличии рыбок.

Вдоль задней стенки аквариума обычно рекомендуют высаживать длинностебельные или длиннолистные виды. Большинство из них быстро развивается и при достаточном освещении образует великолепный план. Лучше всего для этой цели использовать различные перистолистники, элодеи, бакопы, гигрофиллы, кабомбы, лагоросифоны, валлиснерии, сагиттарии. Очень декоративны роталлы и люд-вигии: их листья, красноватые с нижней стороны, как бы разбивают монотонный зеленый фон. Все мелколистные растения сажают куртинками по 5—10 штук. Для декорирования задней стенки можно использовать пластины из пенопласта. С помощью разогретой ни-хромовой нити вырезают куски нужной формы и из них собирают стенку, склеивая ее клеем БФ-2. После того как стенку установят внутри аквариума, его заливают водой на 2—3 дня, чтобы удалить все нежелательные компоненты. Красить пенопласт не нужно — на ярком свету масса зеленых водорослей хорошо задекорирует его. На такой стенке с помощью нержавеющих шпилек можно укрепить кустики таиландского папоротника и яванского мха. Они довольно быстро покроют всю поверхность пенопласта ровным зеленым ковром.

Растения, высаженные на переднем плане, не должны загораживать интерьер аквариума, поэтому обычно выбирают низкорослые виды: гидрокотиллы, карликовые анубиас и эхинодорус, мелкие формы криптокорины Вендта, яванский мох. Чтобы посадки не превращались в однообразный бордюр, можно разместить среди них несколько длинносте-бельных растений.

Теперь остается заполнить среднюю часть аквариума. Здесь подойдут эхинодорусы, криптокорины, нимфеи, нуждающиеся в ярком освещении, апоногетоны. Их необходимо сажать поодиночке, учитывая будущие размеры, а также способность образовывать поросль. На дно укладывают вываренные, а затем вымоченные в воде коряги, на которых можно закрепить таиландский папоротник или яванский мох.

Водные растения должны быть обеспечены в достаточной степени светом. Но весной аквариум надо притенять от ярких солнечных лучей: при ярком солнечном свете в аквариуме быстро развиваются вредные для растений водоросли.

Воду следует держать на одном уровне, подливая ее по мере испарения, иначе будут оставаться некрасивые потеки и следы на стенках аквариума. Появившиеся полосы обычно счищают жесткой щеткой.

Подводные растения требуют редкой смены воды — 1 раз в год, причем удаляют не всю воду, а всего 1/3. Свежая вода должна иметь температуру такую же, что и в аквариуме.

Воду обычно удаляют при помощи резиновой трубки, стараясь отсосать нижний слой воды, менее богатый кислородом.

В аквариуме желательно содержать улиток (катушек, физ), которые прекрасно уничтожают на растениях водоросли и гниющие остатки. Летом водные растения очень сильно развиваются и часто заполняют весь аквариум, поэтому приходится часть разросшихся растений удалять.

Мини-альпинарии

Стелющиеся мягким ковром растения и цветы с собранными в розетку листьями могут расти и цвести не только на уступах террас и каменных стенах. Эти неприхотливые растения, высаженные вместе в керамическом плоском блюдце или горшке, в углублениях камней составляют оригинальные композиции. Там можно развести крошечный садик, состоящий из тех растений, которые в природе растут на бесплодных почвах или на голых скалах. Они очень неприхотливы и просто поражают обильным цветением.

Мини-альпинарий можно разместить не только на камне с естественными углублениями, но и на кирпиче. Вначале углубления заполняют песчаной почвой, затем рассаживают розетки живучки. Очень скоро такой кирпич целиком зарастает розетками-детками.

Мини-альпинарий, как это ни странно, можно разместить и в старых, ненужных башмаках. Если посадить рядом разноцветные розетки живучки, то получится оригинальная и красивая композиция.

Даже в низком и маленьком горшке (диаметром всего 25 см) можно создать миниатюрный ландшафт, используя разноцветные сорта живучки и живописные камешки. Уход за ними несложен. Идеально подходят для этих целей плоские глиняные или деревянные емкости.

Для миниатюрных цветников выбирают солнечные, защищенные от ветра места. Лучше всего для этого подходят балкон или терраса.

Рекомендуется такой состав почвенной смеси: 1/3 речного песка, 1/3 обработанного паром садового компоста, 1/3 торфа без удобрений. Подойдет также почвенная смесь для кактусов.

При посадке растений в емкости большого размера их сначала заполняют на 2/3 объема щебенкой или керамзитом. Затем насыпают слой почвы, который должен составлять 1/3 объема. Несмотря на то что многие из обитателей мини-альпинариев любят палящие солнечные лучи и не слишком нуждаются в уходе и поливе, в период длительной засухи их все-таки время от времени надо поливать.

Рекомендуемые растения для мини-альпинариев: белый или розовый эринус альпийский; серебристый эдельвейс; желтый бурачок; белая или розовая армерия; желтая или розовая живучка; розовый проломник; желтый очиток; голубой колокольчик; желтый иберис; белая, желтая или розовая камнеломка; белая минуария; розовая карликовая форма гвоздики альпийской.

Похожие записи

Метки: , , , , , , , , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.